Взаимосвязь обороны с тактикой

Оборона может быть как активной, так и пассивной - то или иное состояние зависит от тактических замыслов команды. Если у CT имеется какой либо план на раунд, это может определить их расстановку на точке, которую они держат. Тактических приемов у обороняющейся стороны может быть масса, но, как правило, все они связаны с прессингом на территорию противника или с необычной расстановкой на точке, что дает возможность застать террористов врасплох в то время, когда они заходят на плант.

Первый вариант - это агрессивный выход CT с целью не дать противнику занять важную позицию на карте. Примером может быть быстрая подсадка на парапет двоих игроков, карта de_dust2. При таком раскладе эти два игрока достигают парапета раньше, чем противник, поэтому у них в запасе имеется элемент аркады, который они могут реализовать. Кстати, один из таких аркадных выходов был продемонстрирован в игре Hacker.PK –vs- wNv на WCG. В самом начале раунда контры подсаживают awp на парапет и далее этот игрок пробует выйти и с парапета просмотреть центр, но промахивается в трех терроров, которые шли быстрой атакой по парапету. Почему я рассказываю именно про этот момент, да потому что, промахнувшись с awp, игрок с deagle’a смог перестрелять три AK-47. Естественно, такое возможно, если застать своего противника врасплох и выйти тогда, когда он этого совсем не ждет. Т.е. один игрок в аркадном дефенсе смог решить судьбу целого раунда.

Вторым вариантом тактики может быть нестандартная расстановка обороны на точке. Примером может служить точка “А”, карта de_dust2. Данную точку можно держать с plant’а, спрятавшись за ящик и в углубление в углу на plant’е (нычка снайпера). Данная расстановка является необычной потому, что игроки стороны Т, пройдя по длине и парапету не встретят сопротивления, а когда зайдут на plant, попадут под перекрестный огонь. И именно из-за того, что такая расстановка позволяет встречать терроров перекрестным огнем, является очень эффективной и часто используемой.

На самом деле, применяя различные тактики за дефенс, мы стараемся угадать, куда же пойдет атака терроров. Укрепление одной из точек это следствие того, что дефенс предполагает, что атака пойдет именно по этому направлению. Как же встать на карте контрам так, чтобы повысить эффективность защиты не ослаблять одну из точек и при этом стараться играть через большинство контров на точке, когда туда идет атака?

В игре постоянно случается так, что игрокам защиты не хватает времени для того, чтобы помочь своим напарникам на точке, куда идет атака терроров, а именно хелпующие контры являются последним звеном в обороне. Поэтому, удерживая свои точки, нужно выбирать такие позиции, которые позволят вам в случае атаки на точку ваших напарников быстро прохелповать им. Грамотно поставленный хелп защиты может застать терроров врасплох, в таком случае контры быстро заходят на точку через те позиции, по которым только что шла атака. Если это сделать быстро, то велика вероятность того, что вашу позицию еще никто из терроров взять не успел и, естественно, вы сможете решить судьбу раунда, перестреляв терроров в спину. Если же хелп не успевает дойти до центра карты в то время как точка взята и бомба поставлена, то, скорее всего, у контров не получится отбить плант, т.к. опытные терроры не дадут оставшимся контрам попробовать зайти на точку. Позиции, которые займут терроры гораздо выгоднее тех, с которых контры будут пытать пробиться на плант, поэтому шансов выиграть раунд будет больше у терроров. Конечно же, бывают раунды, когда оставшиеся контры, казалось бы, из безвыходной ситуации берут раунды, но у контров не может быть всегда 100%-ый айм, чтобы отбивать точку при хелпе, поэтому помните что хелп, с которым мы встречаемся каждый сыгранный раунд за дефенс, является ключем к успеху команды в игре за защиту.
Игровые схемы стороны CT

Существует две стандартных игровых схемы за сторону CT. Первая и самая часто используемая - это 3 игрока на А, два на B. Такую расстановку можно назвать классической, ее придерживается большинство команд в мире. Оно проста в исполнении и достаточно эффективна, но в ней есть и минусы. Во-первых, при такой расстановке контров, центр остается открытым... Казалось бы, центр, что из этого, но именно центр может быть тем слабым звеном в защите, при котором классический дефенс может оказаться губительным для команды. С центром на de_dust2 связанна одна маленькая особенность, она позволяет провести атаку на точку B с двух сторон. Такая атака является сложной в исполнении для терроров, но результаты оправдывают все усилия. За счет того, что часть атакующих терроров, проходя через центр, откидывает световые гранаты на плант B во время атаки, остальная атака может смело заходить на точку В через основной проход, потому что контры находятся под флешами. Если у нападения такая атака поставлена и отработана до мелочей, то шансы защиты отбить плант в раза два ниже, чем у терроров взять его.

Еще одна особенность классического дефенса заключается в том, что игроки которые обороняют парапет не получают информацию о количестве противников на центре, в нижнем туннеле или хотя бы о том, что на центре кто-то шумел. Естественно, в такой ситуации терроры, играя через wait, могут тихим шагом подготовиться к атаке на парапет и это будет “неожиданно” для обороны на этой позиции. А если такая атака будет иметь место, то о быстром хелпе контров с B говорить не приходится, т.к. в то время когда терроры начинают выходить с парапета на точку А, хелпующие контры только-только начинают движение и если атака пройдет быстро, то у контров не будет возможности помочь своим товарищам встретить атаку, а все из за того, что при классическом дефенсе игроки защиты находятся достаточно далеко друг от друга.

Вторая схема защиты исключает эти нюансы, но в ней также есть свои особенности. Во второй схеме расстановка игроков три на А, один центр, один B. Здесь, как вы понимаете, одного игрока с B выставляют на центр, для того чтобы во-первых иметь представление о количестве терроров в этой зоне, во-вторых чтобы не дать террорам сделать атаку B2, а именно зайти на центр, и в-третьих, игрок защиты на центре может в случае атаки на точку А быстро помочь, зайдя через парапет в спину террорам или же отстреливая пробегающих терроров на длине. В такой схеме силы защиты смещены к точке А, что может сказаться на удержании точки B, т.к. эту точку уже смотрит один игрок. Терроры, зная это, могут воспользоваться этим и сыграть на численном превосходстве. Вероятность того, что игрок защиты, который смотрит B, сможет в одиночку отбиться от rush’a, при этом, получив пару световых гранат, ничтожно мала, поэтому перед тем как вставать такой схемой нужно помочь игроку на B занять свою позицию, а потом уже идти смотреть центр. Возможно, он сможет сам откидать световые гранаты, приостанавливая быструю атаку, но при первой просьбе о помощи игрок с центра должен через щепку встретить забегающих терроров. В такой схеме очень хорошо использовать на B awp, так как, проводив awp на позицию, центровой игрок может идти продолжать смотреть центр, а awp уже будет само встречать забегающих тероров.

 

 
Как вы понимаете, расстановок в защите, различных схем дефенса - очень много. Две основные схемы описаны выше и их эффективность не вызывает сомнения. Единственное, что нужно еще добавить это то, что каждая команда, используя одну из этих схем немного модифицирует ее под себя. Игроки разных команд играют по разному, у кого-то получается играть в аркадный дефенс, у кого-то наоборот в пассивный и в зависимости от того есть ли awp в команде или нет, команда подстраивается под выбранную схему так, чтобы отыгрывать в защите максимально эффективно - настолько, насколько это может команда.

Стратегия

Для того чтобы строить свою игру грамотно, нужно знать все возможные действия противника и оказываться на шаг впереди него. Но как быть, если ваш противник ничуть не хуже вашего разбирается в игре и поэтому постоянно предугадывает вашу тактику?

Искусство ведения игры основывается и полностью зависит от того опыта, который уже имеет команда, от понимания игры в целом, а также от того, как играет противник против вас. Немаловажной тут является логика капитана вашей команды, который выбирает тактику на раунд. Любые действия команды противника можно предугадать, а значит сыграть так, чтобы у него не было ни малейшего шанса сыграть на сильных сторонах выбранной им тактики. Другими словами, правильно предугадав действия противника, мы перестраиваем свою команду так, чтобы, играя на одной из точек, противник играл против численного преимущества вашей команды. Это относится как к атаке, так и к защите.  Вообще стоит обговорить то, что для обеих сторон выбор тактики (для дефенса это схема обороны, для терроров это направление атаки) основывается на разных “правилах”, но они взаимосвязаны между собой, поэтому немного могут повторять и дополнять друг друга.

Для дефенса предугадать каждый раунд, а именно куда пойдут терроры, невозможно. Хотя выбор у нападения небольшой, всего два варианта атаки, но ситуация для определения усугубляется тем, что все девайсные раунды начинаются с wait’а, а это значит что определить время атаки, не говоря уже о точке, куда возможно пойдут терроры, практически невозможно. У нападения в распоряжении есть достаточно времени для того, чтобы поиграть на нервах дефенса и только после этого выбрать точку. Поэтому, если время атаки для нас остается абсолютной загадкой, то направление атаки мы можем хотя бы приблизительно вычислить, оперируя логикой.

Существует такая последовательность тактик для терроров, при которой выбор точек, куда они будут атаковать, не является банальной, а значит ее сложно предугадать. Я называю это оптимальной стратегией. В такой стратегии учитывается, во-первых, то, насколько сильно играет ваш соперник, во-вторых, насколько вероятно взятие плантов А и B, есть ли на этих точках дефенс-awp, какая респа у команды, ближняя или дальняя и т.д. Также опытный капитан просчитывает предугадывающие действия противника, где могут и на чем подловить в следующем раунде команду и исходя из этого уже выбирает тактику. Это не полный перечень факторов, которые влияют на выбор, на самом деле их больше и поэтому существует одна небольшая проблема, связанная с тем, что этих факторов много, а выбор маленький.

Дело тут в том, что перед выбором тактики приходится учитывать очень многое, но так или иначе выбор у нападения весьма ограничен, можно обдумать различные варианты поведения команды противника, сыграть от ближнего респа на точку  и в итоге пойти атакой на точку А. А можно просто напросто пойти на точку А, так как в вашей команде есть awp-игрок, которому будет удобно играть через длину… Я говорю о том, что перед тем как выбрать тактику, нужно чем-то обосновать свой выбор, иначе команда будет показывать весьма сумбурную игру.

Для того чтобы не запутаться, я вам предлагаю три “логических правила”, придерживаясь которых можно будет вести весьма сносную игру за защиту и нападение.

1) Повторение тактики
Повторяя ту тактику, которой был сыгран предыдущий девайсный раунд, можно избежать того, что противник может предугадать вас, думая о том, что вы будете играть разнообразнее и значит пойдете на другую точку. Согласитесь, в этом есть логика. Допустим, ваша атака на А в предыдущем раунде закончилась успехом, поэтому есть опасность того, что делая такую же тактику контры смогут сыграть более успешно т.к. они уже знают как вы заходите при атаке, поэтому думая о том, что повторившись вы проиграете раунд, они определяют, что вы пойдете на точку B, т.к. тактика для этой точки контрам еще не известна. Значит, у терроров есть больше шансов сыграть успешнее. Поэтому, думая так, они укрепят точку B.

Повторение тактики дает возможность свести на нет вот такую простую логику контров. Так же плюсом является то, что ваша команда уже отыграла одну точно такую же тактику, поэтому проблемы сыгранности в следующем раунде не должно быть. Минусом же будет то, что как только дефенс поймет, что атака идет на ту же точку, у него будет возможность сыграть более эффективно, т.к. контры уже видели такую тактику и нащупать слабое место для них теперь будет проще. Так что перед тем как повторяться в тактике, подумайте, что для вас будет выгоднее…

2) Выбор другой точки
В этом случае для атаки выбирается точка противоположная той, на которую шла атака в предыдущем девайсном раунде. Другими словами, если в предыдущем раунде терроры атаковали точку А, то в этом раунде они должны пойти на B.

В этом случае рассуждения терроров сводятся к тому, что, сменив точку для атаки, они, во-первых, получат небольшое преимущество за счет того, что это будет немного неожиданно для дефенса, во-вторых, все попытки контров прессинговать на позиции, по которым в прошлом раунде шла атака будут безуспешными.

Стоит отметить, что вот такое смещение тактики на другую точку очень легко предугадывается, т.к. это самое простое, что можно только сделать террорам в стратегическом плане. Поэтому велика вероятность того, что на этом раунде защита встанет именно под выбор другой точки.

3) Та же точка, но другая тактика
Атака пойдет на ту же точку, как и при повторении тактики, но уже по-другому. На каждую из точек есть масса других тактик, так, например, точку А можно атаковать через длину, через парапет, можно в различном соотношении игроков атаковать через длину и парапет одновременно, поэтому нападение немного меняет тактику на этой точке, т.к. есть выбор.

Такой выбор обладает плюсами и минусами первых двух “правил”. Плюсом тут будет, то, что такую тактику сложно предугадать, это вам не простое смещение. Во-вторых, новизна тактики позволит сыграть более продуктивно, так как дефенс рассчитывает на идентичную атаку предыдущего раунда, за что и может поплатиться.

Как видно, количество различных последовательностей тактик велико. Для того чтобы правильно использовать последовательность этих тактик, нужно обладать большим опытом игры. Каждую партию нужно стараться отмечать для себя - в какой последовательности избирают терроры точку, есть ли в этом выборе логика.. и, если она прослеживается и вы можете ее уловить, то нужно стараться выстраивать свою оборону, оперируя теме же принципами, что и ваш противник. Зачастую можно видеть как сильные команды, играя очередной девайсный раунд, почему-то укрепляют точку B в три игрока, и при этом оказывается, что атака идет именно на эту точку. Случайность? Я так не думаю. Может, просто везение? Но вы же понимаете цену везения - в какой то раз может и не повезти, а отдать девайсный раунд - это уже серьезно. Скорее всего, для дефенса был очевиден выбор точки, куда пойдут терроры. Бывают такие партии, в которых команде нападения ну ни в какую не удается пройти по одной из позиций на точку. Естественно, если так уж получается, команда избирает другую тактику, а причиной тому является удачный дефенс каких-то игроков на одной из позиций. Поэтому именно для этих игроков смена точки террорами будет очевидной, т.к. на этой точке им ничего не светит.

Все вышеописанное - это чистой воды теория, очень редко можно встретить, чтобы команды на крупном чемпионате играли по такой вот линеечке. Сильные команды могут позволить себе это делать, т.к. каждый из игроков может отлично выполнить часть доверенной ему тактики и не подвести команду. У средних команд наблюдается небольшая суматоха в этом плане. Бывает так, что выбор тактики не поддается логике, команда поступает, так как ей захочется. Отчасти это происходит из-за отсутствия большого опыта, отчасти от волнения и стрессовой ситуации, но иной раз именно нелогичный выбор тактики может сыграть на руку нападению. Если вы не логичны, значит вас невозможно предугадать, а следовательно, подловить, поэтому такая стратегия нелогичности тоже имеет место быть.

Описанные мной варианты тактик прокручиваются в голове капитана перед каждым раундом. Если команда советуется перед тем как выбрать тактику, учитывает все важные наблюдения игроков, то это тактика будет более грамотной, т.к. она будет учитывать многие особенности игры вашего противника.

Помимо всего прочего, на выбор точки, куда будет производиться атака, влияет тот фактор, что у противоположной команды может быть слабое место в защите, которое вы знаете или нащупали. В связи с этим атакующая сторона может практически каждый раунд атаковать на такую зону, исключая какие-либо смещения.

Также, у атакующей команды может быть собственная стратегия на игру, которая может не поддаваться логическому объяснению. Команда может целенаправленно атаковать одну из точек большое количество раз подряд, а потом, когда синие игроки привыкнут к этой тактике, взять и неожиданно на следующем раунде поменять ее. Такие хитрые маневры могут застать врасплох обороняющуюся сторону.

В стратегическое искусство входит также умение правильно распределять закуп и отдачу. Каждая половина в игре играется до 15 раундов, поэтому нужно уметь распределять закупы так, чтобы на последний, решающий раунд, у вашей команды не было отдачи. Для этого необходимо знать количество раундов, требуемых для того, чтобы накопить денег. В зависимости от ситуации, это может быть либо 1, либо 2 раунда.  Поэтому капитан должен четко следить за тем, чтобы команда не пропустила тот раунд, который лучше будет отдать, тем самым позволяя себе вооружиться на следующем…