Первым делом скажу, что статья не для широкого круга читателей. Хотя, надеюсь, каждый сможет почерпнуть в ней что-то для себя.
О чем статья и почему я ее написал?
О том, что ждет начинающих игроков и команду в начале её становления; какие проблемы чаще всего возникают и как с этим бороться. Здесь не будет панацеи (100% лекарства), а скорее аналитический и аргументированный подход к решению. Там, где мне не хватало опыта, я просил помощи у тех, чьему мнению можно довериться. По большому счету это игроки из топовых команд. В конце концов, любое выражение мнения уже по своему существу является субъективной оценкой, поэтому именно с таким подходом и стоит отнестись к прочтению. А вот когда мнения адекватных людей начнут сбегаться – тогда уже можно говорить о какой-либо объективности. Ну а если все же кто-то хочет съязвить и написать, что писать советы (хотя здесь не столько советы, сколько рассуждения) человеку, который ничего не достиг, то могу дать вам карт-бланш и вместе с ним флаг в руки Я играл в трёх не профессиональных командах и со всех был кикнут с одной причиной - пассивный игрок. Вероятно, CS - не моё) Или я не смог сделать верных выводов. Но жалеть о чем-то нет смысла, т.к. ничего не вернёшь, а ныть, я считаю, удел слабых. Из каждой ситуации можно почерпнуть что-то для будущего. В конце-концов вся жизнь - это отдельные ситуации из которых мы получаем опыт, который в свою очередь определяет степень нашего развития. В данном случае я просто делюсь своими мыслями, которые немного разбавлены мнениями профессионалов.
В какой-то степени эта статья является продолжением или если хотите обновлением серий статей ZeroGravity на заданную тему, только, как мне кажется, в несколько другом ракурсе и с немного другим подходом. Для удобности в конце статьи публикую ссылки на статьи ЗероГравити.
Counter-Strike. Я считаю, что Counter-Strike - это своего рода плацдарм для творческой реализации. В определенном смысле, конечно. Тут есть всё: адреналин, когда от тебя зависит исход раунда; здесь есть битвы разумов - ситуаций, когда построенная тактика является верной, что в итоге дает два интересных момента - удачный раунд и понимание, что соперник успешно был обманут, остался в "лохах", ведь он не просчитал подобный вариант развития... и многое другое. Да что говорить... Каждый любит за что-то эту игру, каждый в ней что-то ловит... Если чуть углубиться, то можно выйти на понимание, что для каждого в какой-то степени это способ самоутвердиться - как не печально - за счет поражения друг(-их)ого. Это заложено скорее генетически в каждом мальчишке, парне, мужчине... Эдакое соперничество. Инстинкт охотника. С возрастом это соперничество переходит на другой уровень, "победа" уже нужна другая... Вот почему нормальные взрослые мужики не тратят время на комп. игры столько времени, как молодёжь (если только это не есть способом заработка на жизнь)? С возрастом меняются приоритеты и ставки, если можно так выразится, уже совсем другие.
И здесь, немного забегая вперед в последовательности составления статьи, я подхожу к важному моменту - своевременного оценивания. На чемпах участвуют самые разные люди и логически все не могут быть победителями (даже по очереди), поэтому часть людей (команд) являются так называемой массовкой. Но ведь почувствовать вкус победы хочется всем, не так ли? Однажды Пьер де Кубертен сказал: "Главное — не победа, а участие". Но, извините меня, что это если не отмазка? Да и когда говорят эту фразу? Неужели перед началом события? Зачем участвовать, если ты не хочешь победить? Ах, ты хочешь? Тогда задай себе вопрос: "Что же не получается, в чем причина?" или "Может быть, я делаю что-то не так?"
(Я тоже понимаю психологическую сторону этой фразы, направленное на то, чтобы проигавший не замыкался в себе по поводу поражения, но здесь другой угол под которым я смотрю на ситуацию).
Вероятно, я слишком много рассуждаю (философствую), но согласитесь в этом ведь есть смысл?..
Почему в Counter-Strike выигрывают одни и те же?
Вот сколько в Украине парней, играющих в CS направленный на профессиональный уровень? Несколько тысяч. А почему на самой верхушке находятся всего несколько десятков? Точный ответ на этот вопрос подобрать нельзя. Можно лишь выделить несколько характерных черт, наиболее значимых: талантливые, опытные, думающие, анализирующие и даже удачливые... Вы скажете: "Но ведь из в той тысяче есть тоже талантливые, умные, не без опыта..." - "Конечно есть," - отвечу я. Тогда напрашивается следующий вопрос: "Почему же такой дисбаланс? Почему за первые места сражаются одни и те же?" И хотя многие знают ответ на этот вопрос, я отвечу на него так: Да, возможно (а судя по результату так оно и есть) в TOP-e собрались действительно лучшие игроки. Но если учесть вышесказанное, можно этот вариант отодвинуть несколько в сторону и посмотреть на оставшиеся:
- Личная мотивация
- Командный дух и внутренняя атмосфера.
- Опыт.
- Подход к достижению цели.
- Уровень и подход к тренировкам.
- Работа над ошибками.
- Рандомизация Counter-Strike.
- Физиологические моменты.
Чуть ниже я распишу каждый пункт.
Личная мотивация. Во-первых, мотивация - это побуждение к действию. Это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Во-вторых, мотивация у каждого разная. Каждый по-своему представляет мир и соответственно строит относительно этого планы/мысли. Кто-то может себе позволить тренироваться 24/7, а кого-то воротит уже после двух часов сиденья перед компьютером.
Цитата:
Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс, раздражение, срывы и т.п.), что приводит к ухудшению деятельности.
Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.
Командный дух и внутренняя атмосфера. Я не изобрету велосипед и не открою Америку, если скажу, что в команде важнейшую роль играет командный дух. Командный дух, пожалуй, второй по важности момент в процессе существования команды. Что это за зверь? Вроде бы на мыслительном уровне все понимаем что это... Но мне хочется уточнить.
Командный дух - это незримая сила, которая обладает мощнейшей энергией, способной подпитывать и мотивировать игроков. Известны случаи, когда лишь благодаря силе духа (как каждого, так и команды) решались с благоприятным исходом такие моменты, которые казалось бы уже безнадежно проиграны.
Если кто-то увлекается саморазвитием, психологией или вообще отслеживает идеологии различных культур и систем развития (ОШО, Будда, Норбеков и прочие - Не могу не сказать, что эти методики помогали, помогают и будут помогать в различнейших категориях: здоровье, саморегуляция, успешность, финансы и многое-многое), тот знает, что все они основываются на одном - принципе позитивного мышления. Другими словами - отсутствии или фильтрации негатива. Как раз отсутствие негатива в данном случае я считаю "командным духом". Вы же никогда не видели, что команда, где присутствуют ругательства, оскорбления и прочий мусор, выигрывала что-то? Если такие примеры и есть, то это лишь показывает неразвитость отдельных игроков, которые в данном случае были сильнее других, а сама ситуация (чемп, турнир, лига) имеют не столь значительный характер. Да и вообще мне такие случаи неизвестны.
В целом я имею ввиду серьезный, практически профессиональный уровень, а понятие "отсутствие негатива" не в его буквальном смысле.
Хочется рассказать небольшую историю.
Однажды Ричард Бендлер (один из основателей НЛП) на одном из своих тренингов по командо-образованию отрабатывал со своими учениками следующее действо: в круге из людей стоит один человек. Глаза закрыты, руки находятся вдоль туловища. Задача человека в круге – спокойно «падать» вперёд-назад. Соответственно задача тех, кто стоит по радиусу – не дать человеку упасть. Когда стоявший в центре круга человек в центре круга начал падать на Р. Бендлера, тот отошел и человек грохнулся на пол. Затем человек вскочил на ноги и бросился на Бендлера с кулаками, мол, «что ты делаешь, мы тут отрабатываем взаимное доверие, а ты меня не поймал». На что ему Бендлер ответил, что «взаимное доверие это всегда риск, а когда ты ловишь меня, зная, что я в следующий раз поймаю тебя – это не взаимное доверие, это – обмен услугами».
На первый взгляд покажется, что это мало относится к теме, но это не так. Объясню почему.
Когда человек играет в команде с другими людьми, то это совсем не означает, что он этому человеку/этим людям друг, товарищ или кто-то еще. Естественно, могут быть моменты, которые не устраивают любого из состава. Это могут быть моральные нюансы, характер, манера поведения тиммейта и т.п. Социологически сейчас они играют роль составляющих одного целого (команды) – так и должно быть. Каким бы ни было отношение одного человека к другому внутри команды вне игры, во время игры не должно быть ничего кроме игры. Отношение непосредственно к человеку не должно влиять на ситуацию в игре. Обратное – вполне вероятно. Как вы понимаете, это имеет бóльшее значение, когда это самое отношение отблескивает скорее в негативном цвете.
Собственно, одна из задач – отбросить все ненужное и почувствовать себя с командой одним целым. Естественно, что могут быть (и скорее всего будут) препятствия вроде ошибок тиммейтов или своих собственных, но тут уже вырисовывается следующая задача – совершенствоваться на ошибках. Причем, вы наверняка слышали поговорку, что дурак учится на своих ошибках, а умный – на чужих (дурака). Есть еще несколько вариантов этой поговорки, но суть одна: умный - это тот, кто УЧИТСЯ на ошибках (и не важно на чьих - своих или чужих), а дурак - это тот, кто ничего не делает и ничему не учится и вдобавок еще ноет. К нюансам можно отнести тот факт, что опыт, полученный на собственной ошибке намного ближе и понятнее, но в Контер-Страйке это хоть затрагивается, но не играет главную роль (впрочем, как и в жизни). Важно понять, оценить, сделать выводы и не повторять.
Опыт. Пожалуй, это один из определяющих факторов в скилле игрока. Чуть ниже в разделе "Работа над ошибками" я расскажу, что стоит делать для того, чтобы получить "правильный" опыт.
Когда ты, благодаря верно принятому решению, берешь важный раунд, у тебя внутри словно повышается невидимый уровень "опытности". Чем чаще ты выходишь победителем из ситуации (или же делаешь вывод из ошибок после проигрыша, которые затем не повторяются), тем уверенней и лучше твоя игра становится (если не лучше, то хотя бы этот уровень не опускается ниже). Я бы сравнил это с выпадение снега, по которому прокатывается каток: выпал снег - утрамбовали, выпал снова - еще раз утрамбовали и так далее. В итоге спрессованый снег становится крепкой массой, основной составляющей которого является его количество и коэфициент спрессованости (его качества).
Цитата:
Counter-Strike - такая штука, где нельзя постоянно выигрывать, ничего не делая. Лишь постоянная работа над собой, игрой в целом и сила командного духа является если не гарантией, то как минимум неким преддверием успеха.
У каждого игрока есть опыт. У кого-то его меньше, а у кого-то - больше. Важно отметить, что опыт ничего вам не гарантирует. Он лишь определяет поведение в какой-то конкретной ситуации. Помимо этого есть еще противоположная сторона (опыт противника) и тот самый рандом о котором мы поговорим позже.
Я считаю, не нужно бахвальствоваться уровнем своего опыта или ставить это в какие-то золотые рамки. И не стоит уж слишком разглагольствовать о том, что "я опытен!" Как говорится: "меньше слов - больше дела". Если все сложится хорошо, ваш опыт "зарешает".
Сергей "Eshkin" Литвиненко, ех-игрок и стратег команды A-Gaming.
prb~: Можешь вспомнить, что тебя заставило "забить" на CS? Легко ли далось это решение, ведь на тот момент ты был в одной из лучших команд Украины?
Eshkin: Конечно могу вспомнить. На 2006 год была главная цель - выиграть WCG, я решил, что если выиграю, то буду смотреть дальше на расклады, если проиграю то забью. Был очень интересный финал с pro100, где они выиграли первую карту, мы на инферно отыгрались, кстати, я показывал, что не хочу забивать, набив немножко фрагов за кт на инферно. На решающей карте нам совсем немного не хватило, по-моему, счет был 16-14. Я был жутко расстроен, ведь понимал, что это была моя последняя игра. В то время был очень поникшим, мне приходилось расставаться с очень большим, прекрасным периодом моей жизни. С другой стороны, я понимал, что еще год ждать турниров типа WCG уже будет слишком. В то время еще не было Интернета, и прогрессировать, особенно когда ты уже на высоком уровне довольно сложно, нужны игры с сильными и очень хорошими соперниками, участие на сильных чемпионатах. Условий на то время в Украине еще не было, и я думаю, что принял для себя правильно решение. Я был сам не свой. Приходилось, как бы резко забить, конечно, я планировал, что если проиграю…, но все же надеялся выиграть. Спасло меня то, что ребята уговорили меня сыграть еще Asus, который был почти сразу после WCG. Я уже успел основательно настроиться на окончание карьеры, и принять решение мне уже было намного легче. И кстати на том Asus`e мы отлично доказали что являлись сильной командой со стабильным «костяком», поменяв одного игрока, мы в очередной раз вышли в финал. Жаль, снова по WCG-шному сценарию, очень похоже проиграли на решающей карте де_нюк 16-14.
А в общем последним игровым годом, если брать от WCG 2005 к WCG 2006 я очень был доволен. ESWC 1-е место, WCG 2-е. На всех 4-х Asus-ах играл в финалах, два из которых мы выиграли. Поэтому, думаю, что ушел достойно.
prb~: Как и когда ты начинал играть в CS и когда понял, что уже играешь профессионально? Ставил ли ты конкретную цель? Если получится, опиши этот путь в профессионалы...
Eshkin: Ооо это длинная история, я ее описывал не раз. Вкратце еще раз расскажу. Знакомство с CS-ом произошло банально, зашел в к.клуб. После того как я понял что это не просто игрушка, я поставил цель попасть в профессиональную команду. А уже более конкретные цели ставил после посещение WCG 2001. Тогда я понял, что следующий WCG мне надо обязательно выигрывать. Целый год я только об этом и думал, тренировался и пробивался через тернистый путь, что бы играть с лучшими. Так хотел, что из парня, которого никто не знал, и он просто пришел посмотреть на WCG 2001, в 2002ом уже играл за фаворита этого турнира С58. Жаль тогда не оправдал надежд, и мы заняли только 3-е место. Но начало было положено. Наверное, сработала поговорка, - «Если сильно захотеть…» А вообще если кто-то хочет стать профессионалом, то тут нужно много и много работать. Нужно забыть про расклад, типа просто «по фану» много пулять и я стану «про». Тут нужен более радикальный подход. Часто это может быть не в кайф. А что вы думает, что настоящие спортсмены, люблю сравнивать CS с профессиональным спортом, делают все в кайф, – ни фига, там тупо огромнейшие нагрузки, и минимум 50% тренировок далеко не в к удовольствию. И что бы испытать сладость победы, до этого надо столько пахать, что ни всем даже снится. Так что если у вас нет упорства трениться, а вам нравиться просто пулять, то пуляйте себе на здоровья. Я, кстати, уже в 2000-ом находил демозаписи и смотрел игры буржиков.
prb~: Если это возможно, напиши составляющие успешного киберспортсмена?
Eshkin: В первую очередь вы должны четко осознать что стали профессионалом, если вы, конечно, решили чего то добиться в этом спорте. Под словом профессионал очень много кроется, если вы уже решились на серьезный путь, то должны соответствовать этому на 100%. Как говориться держать марку, ведь за вами уже наблюдает большая армия болельщиков, возможно кумиров. А когда вы на международных турнирах, то за вас болеет, можно сказать, вся страна. Нужно очень много работать, нужно что бы шло все от души. Плюс, это командная игра, и один вы в поле не воин, так что либо вы научитесь ладить с коллективом, либо переходите на одиночные дисциплины. Большая ответственность быть «про» игроком. К сожалению многие этого не понимают, думают если у меня нет большой зп, значит я не «про». Мой вам ответ, думайте дальше, и все так же фигово у вас и будет. Вы не нужны спорту, а он не нужен вам, и зп ваше точно не будет расти. Если ты чего-то ждешь, то надо сначала соответствовать критериям, и то, что ты ждешь, обязательно к тебе прейдет.
В общем, про профессионализм написано много статей, не буду их разжевывать. В украинском киберспорте мало профессионалов, но радует, что они есть, и как раз на них и держится и развивается укр. киберспорт.
prb~: Какую важность стоит уделять тактикам? Есть ли какой-то способ "развить" в себе тактическое мышление?
Eshkin: Снова обращусь к профессиональному спорту, а точнее к игровым видам спорта. Где игроки и тренеры получают, без преувеличения, миллионы долларов. Уверен, что там профессионализм выведен на очень высокий уровень. Так вод, тактические тренировки там проводятся 2-3 раза в неделю.
Тактические тренировки проводит тренер или в вашем случае играющий тренер. Таков должен быть обязательно, единственное, что приветствуется в CS-е это инициативность, вы можете давать советы, помогать найти нужное решение, но все же последнее слово остается за тренером – тактиком! Если начнется анархия, хрен что получиться, тут важна дисциплина. Если вы в команде выбрали человека который будет отвечать за тактики, то будьте добры слушайте его, и хелпайте, ведь теперь ему и так не просто. Тактикам надо уделять немало времени, это факт. Другое дело, что и кэп, должен понимать всю серьезность своего дела, и подойти, не перестаю писать это слово, профессионально к своим обязанностям.
А вот с чем в Украине кризис, так это с кэпами – тренерами, реальных можно на пальцах пересчитать.
А ведь от этого человека очень много зависит. Сможет ли команда заиграть, найти игрокам нужные и корректные задачи, то есть открыть потенциал игрока. А так и есть, много талантливых игроков, которых надо попросту открывать, работать над ними, и тогда они могу выстрелить, в противном случае не открыть свой потенциал, и меситься на своем уровне. Я считаю, открытия тренером таланта в спорте предостаточно примеров, и не буду на этом останавливаться.
А вот что реально бесит, что как по мне, нет, ни в одной команде, по крайней мере, в таком объеме, в котором это надо делать. Я говорю про анализ игр! Расскажу, в двух словах как это делается в футболе. После серьезных матчей, через пару дней, по горячим следам, все собираются в комнате для тактических тренировок, запускается матч, и еще есть 2D доска. В нашем случае, та же барада, монитор с демкой, и желательно увеличенная 2D карта с фишками. Дальше тренер, который до этого видел со стороны матч и дополнительно изучал игру в повторе, думал перед сном как же лучше донести мысль. Кстати, грамотно донести мысль, так чтобы не только ты в своей голове понял, но и тебя, как можно лучше поняли. Вот как раз в этом и кроется талант великих тренеров. Так вот, тренер, останавливается на самых важных моментах, делает акценты на удачные, сильные и наоборот слабые, не правильно сыгранные моменты. В таких случаях эти моменты, как говориться, разжевываются со всех ракурсов, и что самое главное, ищут после этого самые правильные решения, самые оптимальные выходы из конкретных ситуаций.
Так вот как раз после таких тренировок, анализирования игр, максимально и развивается тактическое мышление. Люди начинают читать игру! Ваши тактические нашифровки, путем регулярных анализов, доводятся до очень гибких и сильных страт, в которых все игроки готовы к любым поворотам со стороны соперника, а главное наиболее правильным и сильным ответам.
Кстати, анализировать игры можно не только свои, но и топ команд. Тренер показывает игру сильных команд и комментирует, это тоже отлично работает и развивает. Плюс тактичку можно подстырить.
З.Ы. Пусть в следующем году все завидуют белой завистью и кризис валит в жопу. Мери кризи!
Подход к достижению цели. Еще один момент, который объединяет методики развития и достижения цели - это иметь четкое представление чего ты хочешь. Вот положа руку на сердце, ответье на вопрос: "Действительно ли я этого хочу?" Возможно - хотите, возможно - нет. Но в случае "хочу" есть еще степень этого самого хотения. Хотеть-то можно по разному... Можно просто посмотреть и сказать "Да, было бы неплохо, чтобы я выиграл этот чемп..." или "Я сделаю все, чтобы выиграть этот чемп!". Думаю, мысль ясна. Может показаться, что это мало как способно повлиять на игру... но я скажу это влияет и очень здорово! Когда в игре встречаются, скажем, два игрока примерно одного уровня, тогда в решающей ситуации в вашу пользу может сыграть как раз таки эта уверенность, этот настрой, желание... Просто приходить "пошпилить" и идти "выигрывать" - разные, как вы понимаете понятия. И естественно, кроме как хотеть, нужно еще и делать.
Уровень и подход к тренировкам. Практически в любой сфере деятельности требуется развитие, так что условно назовем тренировки - командным развитием. Для ясности приведу свой излюбленный пример.
Представьте себя в роли человека, который идёт первый раз по заросшему лесу. Вам нужно пробраться в совсем другой конец. Вот вы идете, более-менее успешно обходите стволы деревьев, но высокая трава, острые ветки безжалостно хлестают по вашему телу и лицу. Вы уже раздражаетесь, поскольку боль очень пронзительная и неприятная. Вам хочется остановится... но если не будет движения, то не будет и результата. Вы продолжаете продвигаться, но уже осторожнее. Обходя кусты и ветки деревьев, вы обламываете особо опасные. А теперь представьте, что пришли куда вам нужно, т.е. путь окончен. Вам больно, но результат того стоил - на опушке леса вас ждала пышногрудая девица, готовая на многое Через некоторое время ситуация повторяется... и вам снова нужно пройти тот же путь. Вспоминая предыдущий поход и поглаживая раны, вы морщитесь, но продолжаете идти - вам ведь нужно дойти до цели. Вы идёте, но вдруг замечаете... что путь уже не столь сложный, как в первый раз. Сев передохнуть вы осознаете, что чем чаще вы будете ходить этим путем, тем легче для вас он будет...
Вот такая небольшая и утрированная мысль, я считаю, очень хорошо объясняет, что повторение чего-либо (в нашем случае тренировок) дает заметный результат. Опять-таки... тренировки не дадут вам гарантии достижения цели, но во всяком случае приблизят вас к ней.
В плане тренировок я сочувствую командам из регионов, у которых попросту нет технической возможности нормально тренироваться... Маленький клуб, плохие компы и интернет - все это играет роль. Но тем, кто делает хоть что-то - уже респект и уважуха.
Во многих больших городах где я был есть хорошие интернет-центры, которые позволят создать нормальную тренировочную базу, поэтому у региональных команд выход есть.
План тренировок может быть самым разнообразным. Например, я помню время, когда A-Gaming тренировали по определенной карте в неделю. Неделю - train, неделю - dust2 и так далее. Я думаю, этот вопрос очень индивидуальный и обобщать его не стоит.
Коллективно или с подачи капитана стоит определить план тренировок.
Что касается соперников, то тут нельзя не вспомнить хорошую фразу "Хочешь быть лучшим - играй с лучшими". Конечно по началу топовые команды не захотят попросту играть с вами, ведь у них уже есть так сказать "база соперников", да и вообще они "играют по стиму с буржуями", но в таком случае стоит искать другие варианты.
Соперников, между прочим, найти можно практически всегда. Расширяйте контакты, знакомьтесь с потенциальными соперниками... Думаю, многие сталикваются с ситуацей, когда вашу аську буквально бомбят фразами "5x5?" =)
Егор "markeloff" Маркелов - игрок команды DTS.Chatrix:
prb~: Расскажи, как ты готовишься к любому важному турниру? Скажем, стараешься выспаться, морально себя настроить, усиленно тренируешься или ничего особенного в преддверии турнира не происходит?
markeloff: Обычно ничего особенного перед турниром не происходит. С высыпанием часто бывают проблемы из-за дурного ритма жизни))) Морально настраиваю себя только на победу. Тренируюсь упорнее, чем в обычные дни, больше уделяю время CS`у.
prb~: Ты уже довольно долго играешь в CS, скажи, что это для тебя? Есть какая-либо цель, которой еще не достиг или привычка, от которой сложно отказаться? И возникают ли, - а если возникают то, как часто, - мысли, что тебе пора «забить»?
markeloff: Для меня CS - больше чем игра. К тому же это приносит мне деньги, что не может не радовать))) Ну а мысли про то, чтоб закончить играть меня посещали, но я так и не решился.
prb~: Какие составляющие или качества, по-твоему, должны присутствовать у успешного киберспортсмена?
markeloff: Упорство, здравое мышление и желание достигать вершин.
prb~: Если во время игры в команде зародился конфликт, то каким способом, по твоему мнению, его лучше «потушить»? Повышенные тона влияют на мораль?
markeloff: На меня "машна" не всегда действует негативно; иногда я просто её игнорирую но, бывают такие случаи, что я просто не могу сфокусироваться на игре должным образом из-за криков, матов и споров. Я уверен в том, что конфликты не надо "тушить" - их не должно быть ВПРИНЦИПЕ во время игры!!!
prb~: Что можешь пожелать начинающим игрокам? Совет, история...
markeloff: Могу сказать так: не останавливайтесь, если у вас что-то не получается или вы проигрываете на каком чемпе 16-0...я начал хоть что-то выигрывать, только после 3 лет игры...упорство,желание и вера в себя =)
Работа над ошибками. Я так полагаю мало кто в школах делал "работу над ошибками" после мало успешной контрольной или диктанта Но сейчас (CS ведь куда важнее каких-то там контрольных ) начинаешь понимать, что если не поработаешь над собой - будешь терпилой) Простите за прямолинейность, но как ни крути "вода под лежачий камень не течёт").
Пытайтесь записывать и смотреть затем свои игры. Командно и индивидуально. Пытайтесь вспомнить почему вы сыграли именно так, а не по-другому. Попытайтесь понять как нужно было сыграть, какие были варианты. Этот нехитрый момент отложит у вас в памяти эти важные ситуации, и когда во время одной из следующих игр случится что-то подобное, вы практически автоматически (в большинстве случаев нужна моментальная реакция мозга для принятия решения) совершите нужное действие - выйдете и наклацаете всем, кто попал под ваш прицел .
Еще считаю важным моментом отметить правильность критики тиммейтов. Многие психологи и тренера в области человеческих отношений определили, что положительно на общую ситуацию влияет следующая формула для критики: "+", "-", "+" - (Плюс - Минус - Плюс). Это значит, что прежде чем покритиковать ("-", "минус"), нужно сказать что-то положительное ("+", "Плюс"). После критики снова завершить репликой в положительной форме. Чтобы было понятнее, приведу пример: "Мне хочется похвалить Серёгу (Васю, Петю и т.п.). Мне понравился тот момент, когда ты вышел на парыч и убил с первой! Но вот если бы ты дождался или попросил Сёму дать тебе моменталку, а не молча выходил, тогда бы ты убил троих! Не нужно молчать, ведь во взаимодействии ключ к успеху! Будь, пожалуйста, внимательней и в следующий раз всё будет пучком". Что-то вроде такого =) Если сравнить со вторым вариантом: "Какого хера ты вылез один?! Трудно включить мозг и сыграть правильно?", вывод полагаю будет очевидным.
Есть еще такой момент, как "мнение со стороны". Вам могут говорить, что вы "боты", могут указывать не на те моменты, которые _по мнению других_ являются ошибками, но на самом деле такими не являющиеся и т.д., то это естественно накладывает какой-то отпечаток.
Я считаю, что очень важная черта характера - уметь правильно просеивать, фильтровать все, что идёт в вашу сторону. Обратите внимание на слово "правильно". В противном случае вы будете эгоистом, которые не способен верно оценить ситуацию, что в итоге помешает лишь вам.
Яркий пример: во время репортажей в комментариях отписываются сотни людей, причем некоторая часть из них - неадекваты или просто не очень умные люди. Эти люди могут быть неадекватными как сознательно, так и безсознательно. Не не суть важно. Главное, что они, простите, "срут" словесно. А теперь представьте, что топовые игроки, за играми которых все мы наблюдаем, читали бы всё это и воспринимали близко к сердцу... Да они бы тогда с ума посходили бы...
Нужно принимать критику, но без фанатизма. Ровно как не быть излише напичканым самомнением.
Чтобы объективно оценивать ситуации, я считаю, достаточно всесторонне развиваться, а не лузгать семки и запивать "Черниговским". Откровенно говоря, очень неприятно видеть "тупых", неспособных к самоанализу. Я, конечно, утрирую немного, но основная идея та же - нужно развиваться. Читайте больше книг, знакомьтесь с новыми людьми и просто совершенствуйтесь
Сергей "lmbt" Бежанов. Капитан команды KerchNET:
prb~: Расскажи, как ты готовишься к любому важному турниру? Скажем, стараешься выспаться, морально себя настроить, усиленно тренируешься или ничего особенного в преддверии турнира не происходит?
lmbt: Хмм, к серьезным по моему мнению турнирам я и вся моя команда готовится очень интенсивно и с очень тяжелым графиком тренировок для того что бы набрать максимальную форму за определенный срок но обычно достаточно 10-14 дней, в моральном плане , нет со мной ничего не происходит я веду свою обыкновенную жизнь и одно другому не мешает.
prb~: Ты уже довольно долго играешь в CS, скажи, что это для тебя? Есть какая-либо цель, которой еще не достиг или привычка, от которой сложно отказаться? И возникают ли, - а если возникают то, как часто, - мысли, что тебе пора «забить»?
lmbt: Мысли о том что пора забить думаю уже всех посещали, но иногда ты думаешь что у тебя вновь что то получится и всё будет хорошо и так далее и это просто тебя подпитывает. Какой то определенной цели у меня нет, может это и плохо но я реалист и ставлю цели по мере возможностей.
prb~: Какие составляюще или качества, по-твоему, должны присутствовать у успешного киберспортсмена?
lmbt: Это зависит от того что означает "успешный киберспортсмен". Но во время чемпионата это должен быть человек с сильной нервной системой, и умеющий контролировать свои эмоции, тобишь хладнокровность очень важный фактор как по мне, потому что человек в панике может принимать не верные решения. Этих качеств довольно много и все их я описывать не буду, скажу лишь что каждый человек уникален и каждого есть свои плюсы и минусы.
prb~: Если во время игры в команде зародился конфликт, каким способом, по твоему мнению, его лучше «потушить»? Можно и прикрикнуть, но смотря в какой форме…это может и задеть человека, повышенные тона влияют на мораль?
lmbt: Конфликт это очень сложная штука, да иногда приходится в весьма грубой форме останавливать все эти разговорчики , но конкретно в моей команде серьезные конфликты бывают только во время тренировок ибо именно на тренировках я считаю нужно обсуждать все детальки и то что происходят конфликтные ситуации считаю абсолютно нормальным, на чемпионате же не стоит говорить кому либо неприятных вещей ибо это может испортить моральный настрой человека, по поводу повышенных тонов, да это тоже безусловно влияет на мораль причем как в лучшую так и в худшую сторону.
Рандомизация Counter-Strike. К рандомизации (вот такое приторно-странное слово) стоит отнести ту категорию ситуаций, которые не могут быть решены только лишь уровнем скилла (своего или противника). Другими словами, это такие моменты, когда нет явности успешного действия в определенной ситуации.
В этом плане рандом очень важный и интересный. В некоторой степени из-за него присутствует тот драйв, тот момент противостояния между топовыми командами. Интерес, моменты, когда чаши весов могут склониться как в одну, так и в другую сторону. Это присутствует в напряженейших играх, экстремальных и важных ситуациях и тому подобное.
По-любому выигрывать постоянно и всё - невозможно.
Подчинить себе рандом, как вы понимаете, невозможно. Нужно быть готовым, что даже если соперник слабее вас, и он выигрывает - это может быть рандом. Но также может быть и обратная картина: вы слабы, но ваши амбиции не позволяют взглянуть правде в глаза и все что вы можете это кричать "халява!". Нужно уметь трезво смотреть на ситуации и более-менее объективно их оценивать.
Физиологические моменты. Считаю важным сказать о физической подготовке. Многие топовые геймеры вам подтвердят, что перед турниром нужно хорошо высыпаться. Сон - это очень важный момент, каким бы простым или бытовым он не казался.
Сейчас многие люди приспособились к такому режиму, что ложатся поздно, а встают рано (работа, чемпионат, учёба и т.п.) вследствие чего не оптимальное самочувствие, моральная дезориентация и прочее. Я не беру на себя роль преподавателя по БЖД, но люди такие существа, которые могут всё осознавать, но делать противоположное. Найдите для себя оптимальный режим, чтобы хорошо высыпаться и при этом не терять в умственном и здоровом плане.
Тарас "сraft1k" Войтенко. Игрок команды KerchNET:
prb~: Расскажи, как ты готовишься к любому важному турниру? Скажем, стараешься выспаться, морально себя настроить, усиленно тренируешься или ничего особенного в преддверии турнира не происходит?
Craft1k: Конечно, все более менее серьезные команды, даже подзабившие старики(привет, зерно-турбо-атом!), перед чемпами начинают тренироваться, ведь никто не хочет вылететь в первом туре! А без подготовки, как известно, рыбу из пруда не выловить. =) Вот, собственно, моё отношение к тренировкам и турнирам. В общем, перед каждым серьезным турниром тренировочный график сильно уплотняется и каждый в отдельности пытается подтянуть уровень своей подготовки, стрельбу там и так далее. Лично я накануне чемпионата играю на дме и стараюсь пошпилить 5на5, будь то в команде или в каком-нибудь миксе. Ложиться спать пытаюсь рано, чтобы не быть сонным на чемпе, но обычно не получается нормально выспаться. Что касается моральной составляющей, то я стараюсь не думать о предстоящем турнире вплоть до самого дня проведения (конечно, это не мешает посмотреть демки, если возникнет такая необходимость или просчитать сетку). Короче, просто стараюсь не фониться чемпионатом.
prb~: Ты уже довольно долго играешь в CS, скажи, что это для тебя? Есть какая-либо цель, которой еще не достиг или привычка, от которой сложно отказаться? И возникают ли, - а если возникают то, как часто, - мысли, что тебе пора «забить»?
Craft1k: Цель выиграть какой-то крутой чемп, типа Короля Горы или супертренинга еще несколько раз! CS для меня хобби, которое почти не мешает мне. Я, конечно, думал, что пора забить после некоторых обидных событий и безнадеги, но каждый раз думал "какого черта!? я еще не достиг своей цели! =))"
prb~: Какими качествами должен обладать капитан команды?
Craft1k: Капитан команды должен быть добрым, хорошим, умным, справедливым (с) =))
А вообще, он должен быть хорошим тактиком и иметь крутую харизму и лидерские качества... справедливость, конечно, не помешает =)
prb~: Если во время игры в команде зародился конфликт, то каким способом, по твоему мнению, его лучше «потушить»? Повышенные тона влияют на мораль?
Craft1k: Лучше всего замять его (конфликт) любым способом, попытаться перенести "разбор полетов" на послеигровое время. Бывают, конечно, случаи, когда в пылу спора сносится враг на карте "на ура", но это скорее исключения из правил. В основном, конфликты очень мешают игре, вносят сумбур и после них сложно собраться команде чтобы показать свою настоящую игру.
Еда. Те, кто ходят на турниры знают, что иногда своих игр приходится ждать по нескольку часов, что также имеет свое влияние на игру в частности. Все довольно просто - у вас перерыв между играми, вы решили пойти перекусить (все мы знаем, что в заведениях быстрого питания мало полезного) в ближайшией МакШлак или съесть желанный бутерброд или чипсы. Пришли, хорошенько наелись... затем отправились обратно в клуб - у вас скоро игра. Сели, настроились и начали играть... Но что-то не ладится, реакция слабая, подвижность упала... Короче, вы все чаще мысленно себе повторяете "соберись!". С одной стороны, может вы действительно не очень хорошо играете, но с другой - сабжевой - причина может быть как раз в том, что вы поели перед игрой. Дело в том, что после еды часть крови внутри организма нужна желудку для того, чтобы подготовить и начать переваривание пищи. Откуда, вы спросите берется этот приток крови? От серца (после еды биение замедляется), мозга... Это, как вы понимаете, играет ключевую роль. Активность мозга (способность передавать импульсы нейронам или иначе говорят давать команды для тех или иных действий; быстрота принятий решений или быстрота анализа ситуации) падает, что влияет на игру. Из тех же основ БЖД (кто проходит) вы знаете, что после еды не стоит сидеть на месте, а нужно как минимум 2 часа побыть в вертикальном положении.
Конечно, во время важных раундов, экстремальных ситуация мозг получает определенное количество дофамина - вещества, вырабатываемое нашим организмом для передачи
сигналов по нервным каналам, но из-за вышеописанного его может быть недостаточно для своевременного принятия верного решения.
На самом деле вся ситуация с приемом пищи очень щепетильная, ведь биоритмы, количество жиров в организме и прочее как ни крути влияют на общее состояние. При желании вы сами можете найти в интернете информацию и почитать. Следите за своим питанием, не переедайте и быть может, это повлияет на результат вашей игры.
Андней "B1ad3" Городенский, капитан команды A-Gaming:
prb~: Расскажи для начала как проходят ваши тренировки?
B1ad3: Могу сразу сказать что наши тренировки далёкие от идеала...У нас практически всегда всё по разному. Конечно же, перед началом тренировки каждый пытается разогреться и побегать чуток на DM-е и у всех по желанию, кто-то 1 карту, а кто-то 2-4. Дальше всё зависит от ситуации и если необходимо что-нибудь обсудить или добавить, то мы уделяем этому какое-то время и после начинаем отрабатывать всё задуманное на буржуях, либо просто оттачиваем то, что у нас есть. В среднем играем 4-5 карт в день с понедельника по четверг и очень редко в воскресение. Перед очень важными турнирами иногда едем на буткемп в Москву, но там мы играем в режиме с 18 вечера до 4 утра, впрочем именно так топовые команды в мире готовятся почти всегда... Когда же турниров не предвидится мы играем очень редко, чуть ли не 2 раза в неделю. Про индивидуальную практику думаю надо спросить каждого отдельно.
prb~: Ты практически с самого начал своей киберспортивной карьеры ворвался, так сказать, в разряд профессионалов. Что помогает держать уровень? Постоянные тренировки, особое отношение к игре или «опыт не пропьешь»?
B1ad3: Как и в любом деле или спорте, чтобы научиться делать что-то на высоком уровне или стать лучшим нужно уделять этому уйму времени и усердно работать над собой. Не думаю, что в своё время на это повлиял какой-то один определённый фактор, так как были важны и тренировки, и особый подход к игре, и огромное желание стать лучшим, и наличие свободного времени. В том раннем возрасте было очень много свободного времени, а особенно летом. Я старался развиваться во всех направлениях и всегда наблюдал за тем как играют и тренируются топ игроки, пытался понять чем они отличаются от меня и конечно было очень важно влиться в это элитное комьюнити, так как развиваться стало в 3 раза легче. Больше доступной информации, больше игровой практики на два уровня выше прежнего и больше шансов, что тебя заметят и возьмут в команду, если ты действительно этого стоишь и у тебя есть что показать, что в своё время и случилось. В дальнейшем я просто старался правильно использовать приобретённый опыт и знания...
prb~: Играя с такими же профессионалами, наверное, практически не тратишь времени на замечания, решение конфликтов или спорных ситуаций… Как долго ты к этому шел и что для этого требуется? Понимающие люди и/или внутренняя политика команды?
B1ad3: В моей команде далеко на идеальное взаимопонимание, но мы постоянно над этим работаем. Могу точно сказать, что в любой команде хватает спорных ситуаций, просто кто-то знает тот момент, когда надо остановиться, а кто-то нет, а кто-то вообще считает споры бессмысленным делом. Опять же чтобы прийти к полной гармонии, нужны и понимающие люди, и внутренняя политика команды, но добиться этого будет нереально сложно, так как играет пять людей и у каждого своя особенная личность, свой характер, свои проблемы, амбиции и свои личные убеждения на счёт правильной методики игры. Поэтому иногда очень сложно донести людям какую-то истину, так как у каждого она своя...
prb~: Мне известно, что твой тиммейт – хаос – медитирует перед турнирами, таким образом, настраиваясь на игру. У тебя лично есть какой-то особый подход к моральному настраиванию на игру?
B1ad3: Наверное, я слишком плохо знаю своего тиммейта хаоса и никогда не знал что он медитирует перед турнирами. У меня лично нет никаких традиций или обычаев перед турнирами, но я всегда морально подготавливаю себя к предстоящему испытанию моей воли к победе. Очень важно поспать хотя бы часов 7 перед важным турниром, чтобы была энергия и мозговая активность была на уровне. Конечно же, самое главное это заставить себя мыслить так, чтобы ты действительно верил в свои силы и свою победу, потому что ты не проиграешь если веришь что победишь, а это даже у меня иногда с трудом получается. С каким-то заурядным соперником всё проходит гладко, там ты уверен что твоя команда намного сильнее, но как быть с теми у кого в копилке уже несколько выигранных чемпионатов мира. Ты анализируешь, взвешиваешь все свои преимущества и недостатки, приводишь какие-то доводы и аргументы в свою пользу, но обмануть своё сознание почти нереально, свою же систему обойти сложнее всего. Опять же могу сказать, что всё возможно и главное просто грамотно и усердно работать над собой...
prb~: Какие составляющие или качества, по-твоему, должны присутствовать у успешного киберспортсмена?
B1ad3: Он должен быть очень амбициозным, целеустремлённым и играть за счёт своего желания стать лучшим и воле к победе, а не за деньги или потому что играя в CS он просто убивает время. Так же у него должно быть какое-то особое качество, которое будет отличать его от всех остальных, это может быть особый игровой стиль, особый подход к игре или особая логика, да что угодно, но это должно быть. Очень важна скорость, а именно скорость мышления и скорость координации своих мыслей и действий, это безусловно очень важно если ты хочешь стать лучшим! На счёт всех обычных игровых качеств сложно что-то сказать, потому что у всех здоровых людей от природы есть реакция, хотя она не всегда стоит на первом месте, у всех есть способность мыслить и не сложно понять как надо правильно стрелять и наводиться, ставить бомбу и дефузить её, держать плент и атаковать его, играть в командую игру и анализировать соперника и каждый может этому научиться, просто кто-то делает всё сам и развивается в интенсивном режиме, а кому-то нужен наставник и тренер. Каждый по-своему уникален, просто нужно понять в чём эта уникальность и правильно использовать её.
В завершение хочется сказать следующее. Человек - уникальное существо, наш разум очень мощный и позволяет совершенствоваться, делать выводы, достигать цели, ощущать эмоции... В этом плане у каждого человека есть возможность управлять своей жизнью и при верных решениях - быть успешным. Принимайте верные решения и будьте успешными!..
Отдельное спасибо всем, кто отвечал на заданные мной вопросы!
Ссылки на статьи ZeroGravity:
» Личный прогресс - залог успеха команды
» Коммуникация и взаимодействие в команде
» Тактическая/Стратегическая подготовка команды
» Базовый менеджмент - основные задачи
Update: С некоторой задержкой добавилось интервью игрока DTS.Chatrix - Кирилла "ANGE1" Карасева:
prb~: Расскажи, как ты готовишься к любому важному турниру? Скажем, стараешься выспаться, морально себя настроить, усиленно тренируешься или ничего особенного в преддверии турнира не происходит?
Ангел: Я стараюсь как можно меньше думать о ксе, чтобы прийти на чемпионат со свежей, полной мыслей и идей головой. В первую очередь от игры нужно получать удовольствие, тогда ты получаешь большое преимущество. А какое может быть удовольствие, если ты пролежал 2 часа пытаясь уснуть, и прокручивая в голове различный бред касающейся игры)
prb~: Ты уже довольно долго играешь в КС, скажи, что это для тебя? Есть какая-либо цель, которой еще не достиг или привычка, от которой сложно отказаться? И возникают ли, - а если возникают то, как часто, - мысли, что тебе пора «забить»?
Ангел: У всех часто или редко возникают такие мысли, но каждый выбирает для себя своё. Я слишком много вещей бросил на пол-пути в своё время в жизни (большой теннис, футбол, баскетбол, учёбу что не могу себе позволить забить на кс, не добившись своей цели. А цель одна - стать лучшим в этом деле.
prb~: Какими качествами должен обладать успешный капитан команды?
Ангел: Уверенностью, харизмой, авторитетом и не стандартным складом ума. Ты должен приподносит сопернику неожиданости, в этом и заключаеться внутриигровая работа капитана.
prb~: Если во время игры в команде зародился конфликт, то каким способом, по твоему мнению, его лучше «потушить»? Можно и прикрикнуть, но смотря в какой форме…это может и задеть человека, повышенные тона влияют на мораль?
Ангел: Пошутить! ) Самый действенный, и проверенный способ. Нет команд которые бы не спорили, это всё таки игра, все игроки взаимодействуют друг с другом, и при любых раскладах начнуться сварки. Но я очень уважаю, и стараюсь привить своей команде атмосферу, когда любой конфликт тушиться позитивом. Плюс очень полезно иногда посмеяться над собой, это всё же лучше чем искать виноватого. В 90та процентах случаев игроки сами понимают что допустили ошибку, и спорят только из принципа.